последних лет является стабильность. Это отражается на численности учителей и учащихся. Так, количество учащихся составляет 809, количество учителей 58.
По ступеням образования картина такова:
1. Начальная школа – 11кл. – 300 уч-ся.
2. Основная школа – 15 кл. – 408 уч-ся.
3. Старшая школа – 4 кл. – 101 уч-ся.
Таким образом, в школе работают 30 кл, в которых обучаются 809 учащихся. Если сравнить по годам, то наблюдается тенденция снижения количества классов-комплектов и соответственно числа учащихся из-за низкой рождаемости.
В школе работают 58 специалистов,
из них 30 учителей имеют высшую квалификационную категорию 52%
6 учителей имеют I квалификационную категорию 12%
10 учителей имеют II квалификационную категорию 23%
18 % учителей имеют следующие звания:
1. «Заслуженный учитель Республики Бурятия» – 3
2. «Почетный работник общего образования» – 3
3. «Заслуженный работник образования Республики Бурятия» – 1
4. «Отличник народного просвещения» – 4
Мужчин – 6, женщин – 52 человека.
По стажу распределены следующим образом:
до 3-х лет – 1
с 3-х до 5-ти – 7
с 5-ти до 10-ти – 9
с 10-ти до 15-ти – 5
с 15-ти до 20-ти – 8
более 20 лет – 25
более 30 лет – 3
В течение ряда лет школа осуществляет инновации по линии экологизации учебных предметов.
На основании анализа работы школы за 2006-2007 уч. год коллектив школы выдвинул следующие образовательные и воспитательные задачи, предусматривающие:
• гуманизацию и гуманитаризацию общеобразовательного процесса;
• формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии;
• создание условий для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся;
• сохранение здоровья учащихся;
• раскрытие творческого потенциала учащихся.
Кроме того, были поставлены задачи, направленные на:
• раскрытие творческого потенциала учителя;
• постоянное повышение профессионального уровня учителя;
• стимулирование стремления учителя аттестоваться на более высокую квалификационную категорию;
• стимулирование учителя применять современные методики обучения.
Учебный план школы был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развития ребенка в процессе обучения. В 2006/2007 уч. году школа работала в режиме 5-дневной недели (нач.) и 6-дневной недели (ср. и ст. школа), в основной и средней школе занимались 30 классов-комплектов.
• заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени обучения;
• создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее. С учетом этого на II ступени обучения был расширен и обогащен учебный план путем ведения курсов:
• МХК – 7-8 кл.
• Углубленное изучение математики 7-9 кл.
• Экология (Введение в экологию) 5 кл.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся ступени обучения, реализовывались за счет индивидуальных и групповых занятий по различным учебным областям (школьный компонент).
На III ступени обучения были введены следующие курсы:
• углубленное изучение математики – 10-11 кл.
• история Бурятии – 10-11 кл.
• литература Бурятии – 10-11 кл.
• элективы по гуманитарному циклу.
На 2-ую половину дня намечена организация по профилизации (математика), целью которой является подготовка к поступлению в ВУЗы.
Формы организации учебного процесса:
• уроки (классно – урочная система)
• лекции, семинары, практикумы
• консультации
• олимпиады, конкурсы
• предметные недели
• открытые уроки
Выводы.
Учебный план выполнен, учебные программы пройдены.
Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать заключение о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости второгодничества (семь второгодников и 20 осенников).
Ежегодно в 10-й класс своей школы поступают до 70% выпускников основной школы, в ВУЗы и колледжи ежегодно поступают 83-95% выпускников средней школы.
Рекомендации: расширить сеть развивающих занятий по выбору.
Статистика.
Параметры статистики | 2006/2007 учебный год |
1. кол-во учеников, обучающихся на конец учебного года а. в основной школе б. в средней школе | 809 408 101 |
2. Отсев (в течение года) а. из основной школы б. из средней школы | нет нет |
3. Кол-во учеников, прибывших и выбывших учащихся в школу в течение года | прибыло - 80 выбыло – 65 |
4. Не получили аттестаты а. об основном среднем образовании б. о среднем образовании | 3 нет |
5. Кол-во учеников оставшихся на повторный год обучения а. в основной школе б. в средней школе | нет, 20 – на осень |
6. Кол-во учеников, окончивших школу с аттестатом особого образца а. в основной школе б. в средней школе |
2 |
7.Кол-во выпускников, поступивших в лицеи: а. основной школы 9кл. б. средней школы 10-11кл. |
1 |
8. Кол-во выпускников, поступивших в колледжи (техникумы): а. основной школы 9кл. б. средней школы 10-11кл. | 18 1 |
9. Кол-во выпускников, поступивших в ВУЗы 11кл. | |
10. Кол-во выпускников основной школы, поступивших в 10-й класс нашей школы | 56 |
• выполнение всеобуча
• состояние преподавания учебных предметов
• качество ЗУН учащихся
• качество ведения школьной документации
• выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ
• подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы
• выполнение решений педагогических советов и совещаний
Тематический контроль (обзорный контроль)
• обеспеченность учащихся учебной литературой;
• состояние школьной документации;
• состояние учебных кабинетов;
• контроль календарно-тематического планирования и программ;
• выполнение программ и минимума контрольных, проверочных, лабораторных и практических работ по всем предметам;
• организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5-х классах;
• организация работы кружков, секций;
• система работы учителей 5-х классов с тетрадями учащихся;
• организация итогового повторения;
• посещение занятий учащимися;
• работа с отстающими и «трудными» учащимися;
• развитие орфографической зоркости учащихся 2-х классов;
• творческая работа учителя на уроках развития речи в 3-х классах и т.д.;
• организация физкультурно-оздоровительной работы;
• состояние охраны труда и техники безопасности;
Административный контроль за уровнем ЗУН по предметам.
• стартовый контроль
• рубежный контроль (четверти, полугодия)
• итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах)
• предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах)
• итоговый контроль (итоговая аттестация выпускных классах)
Тематически-обобщающий контроль – развитие самостоятельно, познавательной деятельности учащихся на уроке и вне школы.
Комплексно-обобщающий контроль – контроль за состоянием методической работы в школе, работы с мотивированными на учебу учащимися.
• Изучение документации
• Проверка знаний (срезы, тесты, контрольные, практические работы)
• Анкетирование
• Анализ
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
2) Самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация.
3) Классно-обобщающий контроль.
4) Единство требований к учащимся.
Итоги контроля подводились.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. С учетом уровня организации учебно – воспитательного процесса особенностей состава учащихся школы мы работаем над единой целью –«Разноуровневый подход как фактор повышения качества образования учащихся».
Был определен следующий круг задач:
1. Изучение и внедрение методик и приемов дифференцированного обучения.
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей.
3. Развитие учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей. 4. Создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного, физического развития каждого ученика.
Поставленные перед педколлективом задачи решились через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
При планировании методической работы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1. Тематические педсоветы
2. Методсоветы
3. Методические объединения
4. Работа учителей над темами самообразования
5. Открытые уроки, их анализ
6. Взаимопосещение и анализ уроков
7. Предметные недели
8. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока
9. Организация и контроль курсовой подготовки учителей
10. Аттестация
Главными структурными звеньями в методслужбе являются творческие МО, а их в нашей школе 9.
1. МО учителей русского языка и литературы – 7 учителей;
2. МО учителей математики – 7 учителей;
3. МО учителей физики, информатики – 4 учителей;
4. МО учителей естественных наук – 7 учителей;
5. МО учителей иностранного языка – 6 учителей;
6. МО учителей начальных классов – 11 учителей;
7. МО учителей истории – 3 учителей;
8. МО учителей технологии, ИЗО, музыки – 5 учителей;
9. МО учителей бурятского языка – 4 учителей;
10. МО учителей физкультуры – 4 учителя.
Заседания МО проводятся систематически, с периодичностью 4 – 5 раз в год. Каждое МО работает над своей методической темой и в своей деятельности прежде всего ориентируется на организацию методпомощи учителю в межкурсовой период.
Проблемы и задачи, над которыми работают МО:
МО учителей русского языка и литературы
1. Освоение и реализация современных технологий обучения.
2. Раскрытие творческих и индивидуальных особенностей учащихся; работа по дифференциации обучения учащихся.
МО учителей математики
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся при углубленном изучении математики.
2. Методика разноуровневого подхода в преподавании математики.
МО учителей истории
1. Экологическое воспитание учащихся в процессе изучения истории и обществознания, повышение качества обучения, качественная подготовка к ЕГЭ.
2. Совершенствование качества подготовки учащихся по истории.
3. Систематизация работы по подготовке к сдаче ЕГЭ.
МО учителей естественных наук
1. Затруднения при реализации задач по положительной мотивации учения.
2. Изучение и внедрение в практику новых технологий и методик.
МО учителей начальных классов
1. Реализация принципов развивающего обучения, раскрытие и развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся.
2. Нравственное и экологическое воспитание учащихся.
МО учителей иностранного языка
1. Освоение современных технологий обучения, раскрытие творческих и индивидуальных способностей учащихся.
2. Поддержание стойкого интереса к изучению иностранного языка.
3. Дифференциация обучения.
4. Дальнейшее совершенствование экологического воспитания в процессе изучения иностранных языков.
МО учителей бурятского языка
1. Развитие устной речи учащихся, творческих, индивидуальных способностей, формирование желания изучать бурятский язык.
2. Изучение новых методик и технологий.
3. Повышение качества уроков через освоение и применение новых технологий.
На заседаниях МО обсуждались различные вопросы согласно планов МО. Заседания МО всегда тщательно готовились и продумывались. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные научно – методические обобщения. На достаточно хорошем уровне работали все школьные МО. Отчеты о работе МО будут услышаны на 1 – ом заседании МО.
Для координации методической работы и отслеживания выполнения программы развития работает методсовет школы, в состав которого входят руководители МО, представители администрации школы и учителя высшей категории. В течение ряда лет методсовет вел свою работу по следующим направлениям:
• Создание условий для роста педмастерства, методического мастерства учителей;
• Реализация программы развивающего обучения;
• Координация работы творческих МО.
Какие можно сделать выводы?
Методсистема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя объединены в творческие МО, т. е. вовлечены в методическую систему школы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. Хочется порекомендовать МО на учебный год:
• Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
• Повышать уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Рекомендовать провести семинары на тему: «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля»
• В работе по повышению профмастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов. Расширить сеть учителей, применяющих элементы тестовой технологии.
• Спланировать цикл открытых уроков с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам и более тщательно продумывать организацию взаимопосещения уроков.