«ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Жизнь перед
выпускниками не ставит готовых задач, успех в современном мире во
многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые
ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь
поставленных целей.
Проектная деятельность является той образовательной технологией, которая
готовит ученика к самостоятельной жизни в современном высокотехнологичном мире. Сегодня в школе есть все возможности для развития
проектного мышления как особого вида
деятельности учащихся.
Проектная деятельность формирует умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения, призвана решать проблемы, связанные с
развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. ФГОС
второго поколения требуют, чтобы
конечным результатом обучения были сформированность умений и навыков
мышления, то есть способность к самообучению.
Ориентируясь на
вышеназванные цели и задачи системы
образования и учитывая специфику преподаваемого нами предмета «Информатика и информационные технологии», определяем следующую цель проектной деятельности
учащихся:
подготовить
выпускников основной школы, владеющих современными технологиями и в силу этого
способных адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Данная
цель предполагает решение следующих задач:
·
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые
позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно
осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить
оптимальный алгоритм обработки;
·
способствовать развитию творческого
потенциала учащихся;
·
создать условия для формирования у
учащихся адекватной самооценки;
·
способствовать формированию
коммуникабельности, умения работать в команде.
Прогнозируемые результаты
Внедрение в обучение
метода проекта способствует формированию личности:
·
положительно мотивирующей и проживающей
ситуации своего учения; вовлеченной в активный, сознательно спланированный ею
познавательный процесс;
·
вовлеченной в поисковую и
исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющей работать с информацией, трансформировать её в
необходимые знания и применять их;
·
умеющей осмысливать, оценивать и предъявлять
себя, свою деятельность и её результаты, то есть личности со сформированными в
той или иной степени информационной, учебной, исследовательской,
коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими
интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в
конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Проектная деятельность школьников развивает следующие умения и навыки:
·
Рефлексивные
умения:
• умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
·
• умение запрашивать необходимую
информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• навыки коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• навыки нахождения и исправления ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс;
·
• умение планировать деятельность,
время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных
результатов).
Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми - вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.
·
Перечень тем проектов являются открытыми и не
зависят от возраста учащихся и года обучения информатике, и выбор темы является
личной заинтересованностью учащегося в работе над данным проектом.
·
В качестве
итогового мероприятия проводятся либо конференции, либо ученические чтения, на
которых определяется уровень осознанности проделанной работы и ее масштаб.
Из практики организации проектной деятельности
В ходе изучения информатики
согласно календарно-тематическому плану изучается тема о создании сайта, причем
одним способом, на языке HTML.
После изучения данной темы мы углубляем знания учащихся по теме путем создания
проекта – сайта на выбранную тему разными способами. Ученик учится создавать сайт, способами,
которые известны на сегодняшний день: на языке HTML, специальным редактором, с помощью
конструктора.
Лучшие проекты учащихся (2003-2012
годы):
№
|
Фамилия, имя
учащегося
|
Название
проекта
|
1
|
Дугарова Виктория, Гомбоева Соелма
|
Электронный учебник «Turbo Pascal»
|
2
|
Чойдонов Чингис
|
Учебник для новичков в работе с «MS Word»
|
3
|
Федорова Мария, Менжикова Саяна
|
Создание анимированных рисунков с помощью программы
«Adobe Image Ready»
|
4
|
Зубакова Марина, Трифонова Ольга
|
Электронный учебник «Adobe Photoshop 7.0»
|
5
|
Сухочев Данил
|
Extreme-Portal
|
6
|
Сайт о рок-музыкантах
|
7
|
Казазаев Артем, Мельничук Алексей
|
«Автомания»
|
Таким
образом, проектная деятельность учащихся в современном технологическом мире
очень важна для формирования проектного мышления, обеспечения целостности
педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания
условий для самостоятельного приобретения знаний, обеспечения единства
опредмечивания и распредмечивания знаний, перехода от школы памяти к школе
мысли, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, создания
здоровьесберегающих технологий обучения, формирования положительной мотивации к
самообразованию.
|