Суббота, 18.05.2024, 14:07
Школа №37 г. Улан-Удэ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Педсоветы и семинары [8]
Работы учащихся [5]
Родительские собрания [8]
Учитель английского [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Петрова М.А. » Педсоветы и семинары

статья в сборник по психологии
[ Скачать с сервера (275.0 Kb) ] 28.02.2012, 11:42
Учет модальности при обучении в средней школе (из опыта работы) Не сравнивай! Живущий несравним! Осип Мандельштам Как известно, основными принципами современного образования в Российской Федерации провозглашаются гуманизация и гуманитаризация, которые подразумевают, прежде всего, понимание того, что ученик - главная фигура в школе. Таким образом, цель работы каждого учителя состоит в том, чтобы средствами своего предмета формировать в ребенке научное мировоззрение, закладывать основы практических знаний и умений, которые помогут ему жить в природе и обществе, найти свое место в жизни. Это весьма сложная задача, и без учета индивидуальных особенностей обучаемого решить ее невозможно. Так, в своей практической работе с педагогами школы большое внимание я уделяю организации помощи учителям- предметникам и классным руководителям в составлении индивидуальной карты развития ребенка, основу которого составляет сбор данных об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно не только определить особенности протекания ряда психических процессов, но и учесть их при подготовке целой системы уроков, отдельного урока или даже одного его этапа. Опираясь на основы нейролингвистического программирования, на данные гемисферологии - науки об асимметрии полушарий головного мозга, я совместно с предметниками провожу диагностические исследования, направленные на изучение каждого ученика, его психофизиологические особенности. Для этого, прежде всего, выясняю, какое из полушарий головного мозга у него доминирует: правое или левое. Если правое, это позволяет сделать вывод, что у данного ученика нетрадиционное - образное мышление, он способен к восприятию музыки, особенно классической, к выразительности звуков, тембра, интонации; у него лучше развита образная память, а значит, есть способность долго сохранять впечатления от увиденного; у него прекрасная ориентация в пространстве. Подводя итог, можно предположить, что этот учащийся способен на решение творческих заданий. Если у ученика доминирует левое полушарие, он обладает способностью к научной, аналитической деятельности, так как у него развито конкретно- логическое мышление, познавательные процессы носят словесно- логический характер. Такой ребенок свободно оперирует цифрами, математическими формулами; он легко запоминает длинные стихотворения, иностранные слова, решает задачи в уме; его речь быстра, иногда с нарушением ритма, с неправильными ударениями. Можно предположить, что от такого ученика можно ждать "научного открытия” скорее, чем творчества. Если же отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, значит, это "равнополушарный” человек. Узнав об этих особенностях своих учеников, классный руководитель и учитель-предметник, стремящийся к эффективному осуществлению процесса обучения начинают составлять "психологический портрет” класса, где рядом с фамилией ребенка указывается: п (правополушарный), л(левополушарный), п-л (равнополушарный). Выяснив, каких учащихся больше, можно осуществлять дифференцированное обучение, которое предполагает тщательное исследование когнитивного стиля ученика, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями. Согласно этой структуре, мы на каждом этапе обучения можно учитывать следующие особенности "правополушарных” и "левополушарных” детей: 1 этап (мотивационный)"правополушарные” дети"левополушарные” дети
Пространство доскилеваяправая
Условия для успешной деятельностиобразы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритмтехнология, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке
Формирование мотивациизавоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельностиСтремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании
2 этап (операционный)
Восприятие материалацелостное, зрительное, интонация речидискретное (по частям), смысл речи
Переработкабыстрая, мгновеннаямедленная, последовательная
Интеллектнесловесный, интуитивныйсловесный, логический
Деятельностьпрактическаятеоретическая
Эмоцииэкстравертированность, страх, гнев, печаль, яростьинтравертированность, радость, чувство наслаждения
Мышлениенаглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерноеабстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное
3 этап (результативный)
Самоконтрольне контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсациявысокий самоконтроль речи, изложения материала
Характерные ошибкиударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквыбезударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими.
Методы проверкиустный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)
Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении. Представляется возможным привести примеры заданий при изучении гуманитарных предметов. "правополушарные” дети"левополушарные” дети
СочинениеАнализ рассказа
Составление предложений из частейРазбор слов и предложений по составу
Чтение-пересказПрослушивание текстов
Чтение по ролямОбучение чтению других
Нахождение взаимосвязиПрименение изученного правила
Нахождение отрывков в текстеСопоставление текстов
Еще один аспект, который, по нашему мнению, необходимо отразить в "психологическом портрете” класса - это особенности восприятия учащимися информации, т. е. является ли ребенок аудиалом, визуалом или кинестетиком. Напомним некоторые особенности представителей каждой группы Визуалы: ведущий канал восприятия информации - зрительный. Перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Быстро схватывают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Им интереснее смотреть на иллюстрации, чем слушать сам рассказ. В детстве они играют в кубики, складывают картинки, лепят, вырезают. Занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Особенности внимания – устойчивое, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания – помнят то, что видели, запоминают картинами. Аудиалы - ведущий канал восприятия информации- слуховой. Хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно говорят. Любят читать, в том числе вслух. Получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Хорошо успевают на занятиях по развитию речи. Используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно, если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке». Особенности внимания - легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания – легко запоминают то, что слышат. Кинестетики - ведущий канал восприятия информации - чувственный. Переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти – мышечная. Познают окружающий мир тактильным способом. Сильно развита моторика, активные движения, активность крупной мускулатуры - рук, ног, стоп и пр. Предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, в детстве любят движущиеся игрушки на колесах. Наиболее успешны при выполнении различных тестовых заданий, в которых именно интуиция помогает им выбрать единственно верный вариант ответа. Особенности внимания - кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания - помнят общее впечатление. Запоминают, двигаясь. Все эти особенности проявления модальностей были сведены нами в отдельную таблицу, при помощи которой любой учитель может относительно быстро и эффективно выявить модальность ребенка методом наблюдения. Знание ведущей модальности ребенка позволяет, на наш взгляд, наиболее эффективно строить не только учебный процесс, но и взаимодействие с учащимися вне уроков. Рассмотрим некоторые рекомендации по организации такого взаимодействия. Требования, предъявляемые к представителям разных групп: от визуала можно требовать быстрого решения различных задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им ранее материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! Особенности, проявляемые учащимися при записывании домашнего задания: визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. При непосредственном выполнении домашнего задания следует: § визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; § аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки ; § кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). Поведение на перемене § визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми. § аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь. § кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Замечания запоминаются лучше, если § визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; § аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише"; § кинестетику положить руку на плечо. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель, и ученик - визуалы (или аудиалы). Стратегия сопровождения § Поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации, использовать иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами. § При обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает. § Для работы с детьми - кинестетиками на первое место выводится двигательная активность, создание условий для свободного перемещения по кабинету, тактильная деятельность. Рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать возможность моторной разрядки (сходить за книгой, оборудованием, писать на доске; дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. Очень важно общаться с ребенком на «его языке» § с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; § с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; § с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Конечно, очень трудно подготовить урок для всего класса, где есть и аудиалы, и визуалы, и кинестетики. Представляется необходимым предложить несколько рекомендаций для учителей предметников по организации полимодального подхода в обучении. Особенности организации урока - экскурсии по теме «Город» (иностранный язык) Аудиалам: прослушайте аудиокассету, радиопередачу о городе, спросите у его жителей о впечатлениях и поделитесь информацией с классом. Визуалам: познакомьтесь с картами, схемами, туристическими проспектами, прочитайте книги о достопримечательностях города и составьте рассказ о нем, используя иллюстративный материал. Кинестетикам: сходите в любимые вами места города. Какие запахи вас там радуют, какое у вас возникает настроение? Можете взять у кого-либо интервью. Поделитесь своими и чужими ощущениями. Особенности организации уроков математики и физики Восприятие визуалом учебного материала, объектов, в качестве которых могут выступать математические и физические понятия, определения, процессы становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением учителя графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него. Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких детей очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с математическими понятиями, оставившими реальный образ в их памяти. Прекрасно работают со схемами и моделями. Обеспеченность школ компьютерными технологиями на уроках позволяет использовать компьютер и проекционную технику для объяснения нового материала таким учащимся. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль. Однако для учащихся с аудиальной системой восприятия и переработки информации рассказ учителя является наиболее приемлемым видом подачи учебного материала. Учащиеся - аудиалы легче и быстрее воспринимают и запоминают учебную информацию, если она подается с помощью звуковых сигналов (рассказ учителя, магнитозапись, учебный кинофильм). Но класс состоит не только из аудиалов, в нем присутствуют и учащиеся с другими ведущими системами (визуалы, кинестетики, полимодалы). Поэтому при подаче учебного материала учитель должен «транслировать» информацию по различным сенсорным каналам, т. е. использовать другие источники информации на уроке. К ним можно отнести: текст учебника, демонстрационный эксперимент для визуалов; фронтальные и домашние лабораторные работы для кинестетиков. Технические источники информации (диафильмы, кинофильмы, компьютеры, магнитозаписи, учебное телевидение) охватывают весь спектр сенсорного восприятия информации. Таким образом, использование их при обучении физике дает возможность подавать учебную информацию по различным сенсорным каналам, что максимально индивидуализирует подачу материала. Процесс индивидуализации здесь, на наш взгляд, связан с тем, что, используя различные источники информации при обучении физике и математике, учитель, согласно системе, учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Особое внимание необходимо обратить на то, что большое использование технических источников информации в процессе обучения является особенностью предметов технического цикла, а не искусственным нововведением. Как видно из вышесказанного, учащиеся при обучении могут получать информацию согласно своей ведущей модальности. Однако встает вопрос об овладении учащимися комплексом учебных умений, направленных на самостоятельный поиск, получение и переработку учебной информации. Так, при наблюдениях и экспериментальных работах от учащихся требуется владение такими приемами, как, например, объяснить наблюдаемое явление, сформулировать выводы из данного наблюдения, рационально использовать физические приборы, самостоятельно собрать несложную физическую экспериментальную установку. При работе с техническими источниками информации учащиеся должны владеть следующими приемами: вести записи при работе с экраном, описывать кадры из диафильма или кинофильма с использованием физических терминов, выделять главные детали физического явления при просмотре диафильмов, кинофильмов, учебных передач по ТВ, работать с компьютером в системе «Интернет». Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что разнообразие видов деятельности, которые использует учитель на уроке, даст возможность сохранить учебную мотивацию, повысить качество знаний при сохранении программного содержания материала и при этом, что не менее важно, развивать модальности учащихся. Петрова М.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ №37"
Категория: Педсоветы и семинары | Добавил: 29A
Просмотров: 1344 | Загрузок: 215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz